№ | Код направления подготовки | Название направления подготовки | Образовательная программа | Уровень образования | Нормативный срок обучения | Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации) | Языки, на которых осуществляется образование (обучение) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |||||||
Программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций | |||||||||
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Подготовительный курс | 1 год
Очная |
Очно-заочная |
Заочная |
Отсутствует | Русский |
1 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Бакалавриат | 4 года
Очная |
5 лет Очно-заочная |
Заочная |
Отсутствует | Русский |
№ | Код направления подготовки | Название направления подготовки | Образовательная программа | Учебный план | Рабочие программы дисциплин | Календарный учебный график | Практики | Методические и иные документы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций | ||||||||
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания ДОП |
Учебный план, очная | Показать | График, очная | Показать | Показать |
2 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания ООП |
Учебный план, очная,учебный план, очно-заочное | Показать | График, очная, график очно-заочная | Показать | Показать |
№ | Код | Наименование специальности / направления подготовки | Форма обучения | Численность обучающихся, чел. на февраль 2018 г. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета | за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации | за счёт местных бюджетов | за счёт средств физических и (или) юридических лиц | ||||
Программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций | |||||||
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | Очная | 4 | |||
2 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Очная | 23 | |||
3 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Очно-заочная | 77 |
№ | Код | Наименование специальности / направления подготовки | Форма обучения | Численность обучающихся, чел. по состоянию с 01.01.2018 по наст. вр. | Приказы, содержащие информацию о результатах перевода, отчисления, восстановления: | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
переведено в другие образовательные организации | переведено из других образовательных организаций | восстановлено | отчислено | |||||
Программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций | ||||||||
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | Очная | 0 | 0 | 0 | 1 | |
2 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Очная | 0 | 0 | 0 | 0 | |
3 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Очно-заочная | 0 | 0 | 3 | 17 |
№ | Код | Наименование специальности / направления подготовки | Форма обучения | Результаты приема 2017г. | Средняя сумма набранных баллов по всем вступительным испытаниям | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета | за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации | за счёт местных бюджетов | за счёт средств физических и (или) юридических лиц | ||||||
Программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций | |||||||||
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | Очная | 5 | |||||
2 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Очная | ||||||
3 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Очно-заочная | 29 |
№ | Код | Направление научно-исследовательской деятельности/Научная школа | Образовательные программы, входящие в состав Направления научно-исследовательской деятельности/Научной школы | Подробная информация |
---|---|---|---|---|
1 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания |
Научная работа в ПСТБИ осуществляется совместно с научными подразделениями ПСТГУ на основе договора о сетевой форме реализации образовательной программыОтдел новейшей истории Русской Православной Церкви.Приоритетными направлениями научно-исследовательских работ отдела являются:
Отдел осуществляет следующие виды научной деятельности :
На протяжении 2017 г. сотрудники отдела новейшей истории Русской Православной Церкви в рамках четырех исследовательских направлений разрабатывали следующие научно-исследовательские и прикладные темы:
Научный центр истории богословия и богословского образованияЦель и задачи Центра: Цель Центра истории богословия и богословского образования — изучение исторических, методологических и общетеоретических аспектов богословской науки и богословского образования, их традиций и перспектив. При этом руководство Центра, с одной стороны, опирается на научные направления, уже сложившиеся на Богословском факультете. Это определило основные проекты, с которых Центр начал свою работу: «Научная деятельность православных духовных академий России (XIX —начало XX в.)», «История высшего духовного образования в России (XIX —начало XX в.)», «Современное состояние католического богословского образования», «Филаретовский проект», «Русское богословие XVII–XVIII вв.», «Богословие и пастырское служение в Русской Православной Церкви (вторая половина XIX — начало XX в.». В дальнейшем планируется, с помощью уже налаженных научных связей и привлечения специалистов, расширение хронологических, географических и конфессиональных границ исследований. Важное значение в исследованиях Центра имеет связь богословия с другими сферами знания, с одной стороны, богословия с разными аспектами пастырского служения — с другой. Особое внимание будет обращено на выявление и использование методологии, опирающейся на достижения отечественной и мировой традиции богословских исследований. С другой стороны, Центр сознает своей непосредственной обязанностью содействовать решению актуальных проблем, встающих в научной и учебной деятельности Богословского факультета. Поэтому тематика конкретных исследований внутри каждого из проектов определяется с учетом этих проблем. Исходя из этих соображений, Центр ставит и церковно-практическую задачу: определение места, задач, «ключевых» проблем и перспектив богословской науки и богословского образования в современных условиях. Но решение этой задачи должно базироваться на изучении исторического опыта, осмыслении традиции и соответствующих теоретических обобщениях, выводах, построениях. Эта же обязанность побуждает Центр расширять палитру трудоемких, но необходимых для дальнейшей научной деятельности проектов: издание источников, составление летописных хроник, библиографий, историографических и источниковедческих обзоров, создание электронных баз данных. На Интернет-сайте Центра планируется размещение документов, аналитических записок, статей и докладов, которые позволят включиться в исследования по тематике Центра более широкому кругу действующих ученых и студентов. Направления деятельности Центра Основные положения Концепции определяют следующие направления деятельности Центра: Стратегия и формы деятельности Центра Модель научно-исследовательского центра строится на следующих основаниях: Все члены научного коллектива, независимо от статуса, участвуют в исследовательском процессе, хотя, естественно, в соответствии с научным уровнем и исследовательским опытом. Центр занимается научными исследованиями, однако не отделяет принципиально от исследовательской работы и учебный процесс: к научной работе привлекаются аспиранты и студенты старших курсов, работающие по тематике Центра, а результаты исследований внедряются в научную и учебную деятельность Богословского факультета ПСТГУ, а при необходимости — и других факультетов университета. Научно-богословская тематика, а также связь пастырского служения с разными областями богословия (библеистикой, литургикой, гомилетикой, историей Церкви, каноническим правом, догматическим богословием, сравнительным богословием, патрологией) предполагает в дальнейшем привлечение к работе Центра представителей разных кафедр Богословского факультета. Центр планирует продолжать активное сотрудничество с представителями российских духовных школ (прежде всего, Московской, Санкт-Петербургской, Киевской духовных академий и Казанской семинарии), с учеными из светских научных и учебных центров (прежде всего, Института русского языка, Института российской истории, Института всеобщей истории, Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН; Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова). Руководство Центра считает необходимым расширять контакты с представителями русского зарубежья и учеными Европы и Америки, занимающимися богословской проблематикой, а также стимулировать изучение деятельности зарубежных богословских научных и учебных центров. На протяжении 2017 г. сотрудники центра истории богословия и богословского образования в рамках трех исследовательских направлений разрабатывали 9 научно-исследовательских тем: В 2017 г. продолжили свою деятельность созданные в 2014г. и 2015 г. научные центры : «Научный центр современной западной психологии религии» (рук. д.ф.н. К.М.Антонов), «Научная лаборатория «социология религии»» (рук. к.с.н. И.В.Забаев). Были созданы «Лаборатория исследований церковных институций» (рук. свящ.Павел Ермилов). Научный центр современной западной психологии религииИзначально центр получил поддержку проводимых научных исследований со стороны Российского научного фонда. Проект направлен на интеграцию отечественной и зарубежной науки, через перевод, адаптацию и валидизацию психологических методик, направленных на исследование различных аспектов религиозности и духовности, в том числе религиозного и мистического опыта, религиозных ориентаций, религиозной социализации, религиозного фундаментализма, религиозной мотивации и религиозных ценностей, религиозных копинг-стратегий, специфики формирования и трансмиссии религиозных репрезентаций и проведением с их помощью масштабного исследования в регионах страны. В рамках реализации проекта предполагается издание сборника психологических методик для исследований по психологии религии и серии статей в отечественных и зарубежных ведущих научных периодических изданиях, отражающих результаты исследований, также планируется издание хрестоматии по психологии религии, в которую войдут фрагменты работ ведущих западных теоретиков и классиков психологии религии. Разделы хрестоматии отражают ключевые направления исследования: социальная психология религии, герменевтические и феноменологические подходы в психологии религии, психология личности и религия, эволюционная и когнитивная психология религии, нейропсихология религии. Практическая значимость проекта заключается в том, что планируется проведение масштабного исследования, с использованием переведенных и адаптированных методик, результатом которого станет серия статей. Эмпирическая часть исследования также включает проведение на российской выборке серии экспериментов в рамках когнитивного религиоведения, опирающихся на методологические разработки западных когнитивных исследований религиозности. Представляя собой несомненную ценность, достижения современной психологии религии, для своей полноценной реализации, должны быть осмыслены в контексте отечественных интеллектуальных традиций, связанных с рефлексией религии и человека. Прежде всего, это касается психологической антропологии, богословской антропологии, философии религии и понимания человека, развивавшихся в рамках русской религиозной мысли. Задачи проекта Одной из наиболее важных задач проекта является адаптация в отечественных условиях наиболее значимых и актуальных на сегодняшний день психолого-религиоведческих подходов. Это предполагает: Результаты проекта Результатом реализации проекта является издание сборника психодиагностических методик «Психология религии. Психологический практикум», хрестоматии по психологии религии, серии статей, включающих результаты экспериментов, опирающихся на методологические разработки западного когнитивного религиоведения, серии статей, содержащих теоретико-методологическую, теолого-философскую рефлексию полученных результатов, а также статей, отражающих результаты апробации переведенных и адаптированных психологических методик и оригинальных исследований на российской выборке с использованием адаптированных методик. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке курсов и спецкурсов по психологии религии для религиоведческих и психологических специальностей. Адаптированные методики можно использовать в широкой социальной практике, где осуществляется межрелигиозное взаимодействие, в частности, при разработке программ, направленных на поддержание гармоничных межрелигиозных отношений как в России в целом, так и в регионах нашей страны. Психологические исследования религиозности в нашей стране значительно уступают по своей интенсивности и методологической оснащенности социологическим. «Социологизм» отечественной науки о религии является давней традицией, однако, при этом, как представляется, упускаются из виду многие явления и аспекты религиозной жизни, которые могут быть описаны и проанализированы только с привлечением концептуального аппарата психологии в религиоведческие исследования, т.е. с развитием психологии религии. Данный проект направлен на обогащение и разработку собственной инструментально-методологической базы и концептуально-терминологического аппарата отечественной психологии религии и когнитивного религиоведения. В 2017 году центр сконцентрировал внимание на вопросах «Психологии религии в России XIX-нач.XXI века» Научная лаборатория «социология религии»Исследовательский семинар «Социология религии» — научный проект, действующий на богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 2007 г. В рамках семинара проводятся фундаментальные и прикладные социологические исследования религиозной проблематики. Команда семинара состоит из социологов, богословов, философов, религиоведов и математиков — выпускников МВШСЭН, МГУ, НИУ ВШЭ, ПСТГУ. Деятельность проекта осуществляется за счет частных пожертвований и на средства грантов отечественных и международных фондов. Одним из основных направлений работы семинара является изучение эффектов религиозности в обществах, где механизмы межпоколенческой передачи религии были разрушены. Существующие в международной социологии религии подходы были разработаны в странах, не сталкивавшихся с подобной формой секуляризации. Как следствие, имеющиеся в социологии религии методические и теоретические инструменты не вполне применимы для анализа постсоветской действительности. В рамках семинара делается попытка оценить специфику и динамику диффузии религии в обществе, характер ее влияния на поведение людей в различных сферах жизни. С 2015 г. в структуре ПСТГУ создана научная лаборатория “Социология религии”, сотрудники которой и составляют ядро команды семинара. ПоддержкаИсследовательский семинар “Социология Религии” действует на богословском факультете Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Проекты семинара реализуются при поддержке Фонда развития ПСТГУ, российских и международных фондов, в том числе РФФИ, РГНФ, ИСЭПИ. Российско-швейцарское исследование избирательного сродства религии и хозяйства 2016-2018 г. осуществляется в рамках совместного гранта РГНФ (Россия) и SNF (Швейцария). В 2012-2013 гг. СоцРел получал грантовую поддержку ИНОП и гранты Президента РФ. Часть работ в рамках проекта “Orthodox Monitor” поддержана Фондом Карипло, при содействии Центра научной культуры “Александра Вольта” и координационного центра “Ландау сеть”. В 2017г. основными проектами лаборатории стали: Основные результаты исследований сотрудников лаборатории доступны по адресу: http://socrel.pstgu.ru/RU/projects Результаты научно-исследовательской деятельностиНаличие собственного научного издания (ВАК,РИНЦ и др.)Университет выпускает периодическое научное издание «Вестник ПСТГУ», все 5 серий которого входят в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК: Ежегодно выпускается «Филаретовский альманах» (Загружается в РИНЦ) (Тираж 100 экз.) Сборник студенческих научных работ (тираж 60 экз.) |
№ | Код | Наименование специальности, направления подготовки | Год начала подготовки | Образовательная программа | Объем программы | Очная форма обучения(зачетные единицы - з.е) | Очно-заочная форма обучения (з.е) | Заочная форма обучения(з.е) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | 2017 | за 1 год обучения | 16 | |||
2 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 1 год обучения | 60 | |||
3 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 2 год обучения | 60 | |||
4 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 3 год обучения | 60 | |||
5 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 4 год обучения | 60 | |||
6 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 1 год обучения | 60 | |||
7 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 2 год обучения | 60 | |||
8 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 3 год обучения | 60 | |||
9 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 4 год обучения | 60 | |||
10 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 1 год обучения | 60 | |||
11 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 2 год обучения | 60 | |||
12 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 3 год обучения | 60 | |||
13 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 4 год обучения | 60 | |||
14 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 1 год обучения | 60 | |||
15 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 2 год обучения | 60 | |||
16 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 3 год обучения | 60 | |||
17 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 4 год обучения | 60 | |||
18 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 1 год обучения | 47 | |||
19 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 2 год обучения | 49 | |||
20 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 3 год обучения | 57 | |||
21 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 4 год обучения | 43 | |||
22 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | за 5 год обучения | 44 | |||
23 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 1 год обучения | 48 | |||
24 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 2 год обучения | 48 | |||
25 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 3 год обучения | 48 | |||
26 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 4 год обучения | 48 | |||
27 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | за 5 год обучения | 48 | |||
28 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 1 год обучения | 48 | |||
29 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 2 год обучения | 48 | |||
30 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 3 год обучения | 48 | |||
31 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 4 год обучения | 48 | |||
32 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | за 5 год обучения | 48 | |||
33 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 1 год обучения | 48 | |||
34 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 2 год обучения | 48 | |||
35 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 3 год обучения | 48 | |||
36 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 4 год обучения | 48 | |||
37 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | за 5 год обучения | 48 | |||
38 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | за 1 год обучения | 48 | |||
39 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | за 2 год обучения | 48 | |||
40 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | за 3 год обучения | 48 | |||
41 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | за 4 год обучения | 48 | |||
42 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | за 5 год обучения | 48 |
№ | Код | Наименование специальности, направления подготовки | Образовательная программа | Год начала подготовки | Форма обучения | Наличие практики (з.е) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Учебная практика | Производственная практика | Преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы | ||||||
1 | Отсутствует | Дополнительная образовательная программа религиозного образования «Подготовительный курс обучения» | 2017 | Очная | 2 | |||
2 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | Очная | 9 | 4 | 2 | |
3 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | Очная | 9 | 4 | 2 | |
4 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | Очная | 9 | 4 | 2 | |
5 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | Очная | 8 | 5 | 2 | |
6 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2017 | Очно-заочная | 9 | 4 | 2 | |
7 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2016 | Очно-заочная | 9 | 4 | 2 | |
8 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2015 | Очно-заочная | 8 | 5 | 2 | |
9 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2014 | Очно-заочная | 8 | 5 | 2 | |
10 | Отсутствует | Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания | 2013 | Очно-заочная | 5 | 8 | 2 |